Историческая справка


Начало славного пути коллектива Института относится к 1938 году, когда в СССР была принята программа строительства океанского флота. Важную составную часть этой программы представляло навигационно-гидрографическое обеспечение ВМФ.

history sekstantВ соответствии с пунктами программы предполагалось построить подводные лодки, эскадренные миноносцы, крейсера и линейный корабль.

Для строящихся кораблей необходимо было навигационное оборудование, созданное на отечественных предприятиях. Безаварийное плавание кораблей потребовало морские карты на прибрежные зоны и открытый океан. history clock

Для решения этих задач необходим был единый орган, который координировал бы все вопросы разработки технических средств навигации и гидрографии, методов использования этих средств и технологий гидрографических работ. 

Таким органом стал Научно-испытательный гидрографическо-штурманский институт РК ВМФ, сформированный на базе научно-исследовательского бюро Гидрографического управления РК ВМФ 10 марта 1939 года во исполнение приказа Народного комиссара ВМФ.

В дальнейшем Институт неоднократно реформировался в соответствии с решаемыми в определенный период времени задачами.

В истории Института можно выделить несколько характерных этапов.

Так, в предвоенный период основные усилия коллектива были сосредоточены на совершенствовании штурманского вооружения кораблей, организации производства мореходных инструментов на отечественных предприятиях, проведении гидрографических работ, подготовке навигационных пособий и карт.

Деятельность сотрудников института в предвоенный период позволила оснастить боевые корабли ВМФ отечественными штурманскими приборами.

Специалисты Института участвовали в обеспечении действий войск в советско-финскую военную кампанию.

history geograph   history 1may   history masshtab

 

В период Великой Отечественной войны деятельность Института осуществлялась в интересах:

  • навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий кораблей и частей флотов (десантов, артиллерийских стрельб, минных постановок и противоминных действий, проводок транспортов и союзных конвоев);
  • обеспечения ледовой Дороги жизни на Ладожском озере и ледовых трасс по Финскому заливу в районе Моонзунского архипелага;
  • разработки и внедрению новых технических средств (принято на вооружение более 20 и закончена разработка более 10 образцов новой техники).

history 1   history 2   history 3

Например, в промышленности разрабатывалась первая отечественная радионавигационная система «Координатор».

На фронте и в блокадном Ленинграде погибло 9 сотрудников Института.

В первые послевоенные годы Институт работал в направлении изучения опыта навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) боевых действий в годы Великой отечественной войны и создания технологий НГО боевого траления и съемки рельефа дна.

С середины 1950-х годов в нашей стране началось создание ракетно-ядерного флота.

Строительство атомных многоцелевых и ракетных подводных лодок, способных длительное время находиться в плавании и использовать оружие из подводного положения, выдвинуло ряд принципиально новых требований к техническим средствам навигации:

  • повысить точность вырабатываемых навигационных параметров (координат места и курса без всплытия в надводное положение и в условиях интенсивного маневрирования);
  • обеспечить кораблевождение и применение оружия в удаленных районах Мирового океана, в том числе в высоких широтах вплоть до приполюсных;
  • вырабатывать и выдавать в приборы корабельной автоматики навигационные и динамические параметры (курс, путевой угол, абсолютную скорость, углы качки и др.).

Научные исследования Института в области навигации в этот период осуществлялись по трем основным направлениям:

  • обоснование путей развития новых технических средств навигации (навигационного оборудования театров) и совершенствование имеющихся средств;
  • обоснование и разработка тактико-технических заданий на создание общекорабельных навигационных комплексов;
  • разработка методических документов по использованию навигационных комплексов для кораблевождения и применения оружия.

history 4В конце 50-х годов были теоретически разработаны принципы построения корабельных инерциальных навигационных систем, абсолютных гидроакустических (доплеровских) лагов, спутниковых навигационных систем, радионавигационных систем различного назначения.

Специалистами Института и Гидрографической службы ВМФ на район высоких широт были созданы карты в квазигеографической системе координат, разработаны методические рекомендации и руководства для навигационного обеспечения плавания в этих широтах. history 6 

Совместно с другими научными учреждениями всего за два года удалось заложить научно-технический фундамент и к началу 1960 г. подготовить этап практического создания спутниковой навигационной системы.

23 ноября 1967 г. запущен первый отечественный навигационный спутник «Космос-192».

В 1972 г. началась эксплуатация первой отечественной низкоорбитной спутниковой навигационной системы.

В период 1964–1970 гг. были:

  • выполнены целый ряд важных научно-исследовательских работ;
  • испытаны и приняты на вооружение новые морские средства навигации и океанографии;
  • внедрены новые методы навигационно-гидрографического обеспечения, в том числе плавания подводных лодок подо льдами Северного Ледовитого океана;
  • разработаны способы навигации по рельефу дна и геофизическим полям.

Впервые в СССР были разработаны теоретические основы использования цифровой картографической информации в автоматизированных навигационных системах и показаны его перспективы.

Сотрудники Института приняли участие в 12 дальних походах экспедиционных судов и кораблей ВМФ.

В 1970-е годы Институт заявил о себе как о зрелом, полностью сформировавшемся научно-исследовательском учреждении, способном решать в интересах Военно-Морского Флота и страны в целом самые сложные задачи в области навигации, гидрографии, гидрометеорологии и океанографии.

Следует особо подчеркнуть огромную помощь в формировании и развитии Института, которую оказывала Гидрографическая служба ВМФ, ее начальник адмирал А. И. Рассохо и его заместитель контр-адмирал В. Д. Шандабылов.

В последующий период деятельность Института была нацелена на создание системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения (НГО и ГМО) ВМФ, включающей: history 5

  • корабельные (бортовые) средства навигации на базе инерциальных систем для выработки навигационных и геодезических параметров;
  • глобальную спутниковую навигационную систему
  • технические средства навигационного оборудования театров;
  • глобальную систему океанографического обеспечения на основе космических средств дистанционного зондирования, корабельных информационно-измерительных комплексов и автоматических гидрометеорологических станций;
  • методы изучения и картографирования физических полей Мирового океана, автоматизации морских исследований, анализа, прогноза и учета влияния гидрометеорологической обстановки на эффективность использования в интересах обеспечения сил, оружия и технических средств ВМФ.

28.09.1983 г. запущен первый отечественный океанографический спутник «Космос-1500», начаты работы по созданию космической океанографической системы и ее использованию в интересах ВМФ.

В конце 70-х - начале 80-х годов в деятельности Института наметились принципиальные изменения, связанные с работами по программно-целевому развитию системы НГО в интересах обороны и экономики страны.

По решению Правительства в этот период при головной роли Института разработаны:

  • Программа навигационного обеспечения видов Вооруженных Сил, гражданских министерств и ведомств;
  • Программа развития средств и методов геодезии в интересах ВМФ и гражданских отраслей народного хозяйства;
  • Программа комплексного исследования Арктики и развития технических средств ее изучения и освоения;
  • Программа изучения гравитационного поля Мирового океана.

Однако, в тот необходимая нормативная правовая основа указанных Программ не имела должного развития, что затруднило их полноценную реализацию.

В 1988 г. в связи с реорганизацией научных учреждений ВМФ в состав Института был включен научно-исследовательский океанографический центр Министерства обороны, основными задачами которого являлись разработки:

  • методов сбора, систематизации и автоматизации обработки материалов гидрометеорологических и геофизических исследований;
  • методов анализа гидрометеорологической и геофизической изученности Мирового океана;
  • предложений по проведению океанографических исследований;
  • методов обеспечения кораблей и штабов ВМФ режимной и прогностической информацией о среде,
  • а также создание банка океанографических данных.

Использование этого банка данных и современной вычислительной техники позволило на качественно новой основе решать задачи гидрометеорологического обеспечения ВМФ и сформировать новое важное направление в работе Института - информационное обеспечение органов государственного и военного управления, частей и подразделений ВМФ, мореведческих организаций данными о состоянии природной среды Мирового океана.

Деятельность Института отмечена Правительственной наградой. Указом Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 г. Институт награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Поворотный этап в развитии Института связан с началом 90-х годов.

Особенностями периода с начала 90-х годов по настоящее время обусловлены:

  • приданием Институту статуса «государственный» и определением его головной научно-исследовательской организацией, ответственной за разработку и обоснование технической политики в области навигации, гидрографии, морской картографии, океанографического обеспечения обороны и экономики страны (Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 711); history postanovlenie
  • созданием в Российской Федерации нормативной правовой основы НГО морской деятельности и определением сферы полномочий Министерства обороны (ВМФ);
  • переформированием основных направлений деятельности Института в крупные системообразующие компоненты национальной морской политики Российской Федерации на ее функциональных и региональных направлениях.

Наряду с традиционной для коллектива Института работой по созданию новых технических средств и методов навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, а также сбалансированию системы НГО по критерию «эффективность - стоимость - реализуемость», доминирующее положение стала занимать научно-техническая поддержка деятельности органов государственного и военного управления.

Дальнейший прогресс в развитии Института связан с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 г. № 1359 и приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.06.2009 г. № 380 в соответствии с которыми ФГУП «ГНИНГИ Минобороны России» преобразовано в АО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт» и включено в состав холдинга «Гарнизон».

 

Главная | Об институте | Товары и услуги | Деятельность | Информация | Издания | Контакты English
АО "Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт"
199106, г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 41; +7(812)322-2113; mail@gningi.ru

© 2017 АО "ГНИНГИ". Все права защищены.